Юридическое основание для проведения

археологических работ на территории памятников археологии

 

        Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), на территории Российской федерации представляют собой уникальную ценность для историко-культурного наследия нашей страны и мирового культурного наследия в целом.

       Неотъемлемой частью культурного достояния является археологическое наследие – невосполнимый научный источник по истории человечества.

       В соответствии с действующим законодательством, на территории РФ гарантируется сохранность объектов истории и культуры, в том числе и памятников археологии. Целью охраны археологических памятников является предотвращение их разрушения, расхищения и уничтожения, сохранение памятников для нынешнего и будущих поколений.

     В Российской Федерации объектами археологического наследия признаны «частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки» (Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002г., ст.3) и изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ и Федеральным законом от 22.10.2014 г. №315-ФЗ.

      Статья 44 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Вопросы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры и объектов археологического наследия регулируется Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. №73-ФЗ. Этот закон придает всем объектам археологического наследия  (памятникам археологии) статус объектов культурного наследия федерального значения (ст.4), причем они являются таковыми со дня их обнаружения (ст.18 п.6).

      Все объекты археологического наследия являются комплексными памятниками, сочетающими в себе черты природных и историко-культурных объектов. Вопросы их охраны рассматриваются в природоохранном законодательстве, и в первую очередь в Законе РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. Статья 58 этого закона гласит, что природные объекты, имеющие особое научное, историко-культурное значение находятся  под особой охранной и для них устанавливается особый правовой режим.

       В связи с тем, что археологические памятники расположены на поверхности и в почвенном слое современных земельных угодий, вопросы охраны археологических памятников рассматриваются в земельном законодательстве,  среди которых первостепенное место занимает «Земельный Кодекс Российской Федерации». Земли, занимаемые памятниками археологии, выделяются в земли историко-культурного назначения с особым режимом землепользования. Отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования (ст.3, 27, 56, 99 Земельного Кодекса РФ).

      Археологические памятники, залегающие ниже современного почвенного слоя, т.е. в недрах, попадают под действие Закона Российской Федерации «О недрах».

      Федеральный Закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002г. направлен на реализацию конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и вменяет конституционную обязанность – заботится о сохранении исторического и культурного наследия.

     Законом запрещается использование земельного участка, в пределах которого расположены объекты археологического наследия, которое может ухудшить их состояние или нанести вред окружающей историко-культурной среде (ст.52 Федерального закона №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.79 «Положения  об охране и использованию памятников истории и культуры»).

       Ответственность за нарушение  Федерального закона №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002г. определена в ст.61, в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст.243), Земельном Кодексе РФ (ст.74). Возможна уголовная, административная и иная юридическая ответственность за подобные правонарушения, а лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны также возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренных за совершение таких действий (ст.61.п.2) соответствии с законодательством РФ.

     Изменения и дополнения в законодательство были внесены Федеральным законом №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23.07.2013 (с изменениями и дополнениями от 22.10.2014)  и Федеральным законом №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.10.2014.

     В статью 3 Федерального закона №73-ФЗ было внесено несколько изменений, в том числе, «Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы» (Федеральный закон №245-ФЗ).

     В статью 18 внесено дополнение следующего содержания «Включению в реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет». (Федеральный закон №245-ФЗ).

     Данные изменения значительно расширяют понятие «объект археологического наследия».

     В соответствии с Федеральным Законом №315-ФЗ  «в отношении объекта археологического наследия, включенного в реестр, устанавливаются требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия (требования к обеспечению неизменности внешнего облика, сохранению целостности, структуры объекта археологического наследия) или требования по организации и финансированию спасательных археологических полевых работ на данном объекте археологического наследия». А также «физическим и юридическим лицам, проводящим археологические полевые работы,  должен быть обеспечен доступ к земельным участкам, участкам водных объектов, участкам лесного фонда, на территорию, определенную разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ». (Федеральный закон №315-ФЗ).

     На земельных участках, отведённых под строительство, прокладку коммуникаций и др. расположенных на территории памятников археологии предписывается обязательное проведение предварительных (до начала строительных, земельных работ) археологических раскопок при строительстве и реконструкции зданий, сооружений, а также при прокладке коммуникационных траншей шириной более 1 м.