Главная » Статьи » Археологические отчеты (краткие) » Нижегородская область

Очеретин И.А. Отчёт об археологических исследованиях на территории Нижегородской области в 2008 году

И.А.Очеретин

Отчёт об археологических исследованиях на территории Нижегородской области в 2008 году

    

  В сезоне 2008 года сотрудниками Историко-археологического общества «Велес» проводились археологические экспертизы  в зоне предполагаемых строительств и капитальных ремонтов автодорог и газопроводов на территории Нижегородской области. Руководил работой отряда сотрудник  ИАО «Велес» - И.А.Очеретин  (Открытые листы №№ 362 и 1647, форма № 2). Обязанности лаборантов выполняли сотрудники Историко-археологического общества «Велес»: В.Г.Иванова, Е.И.Бакулин, М.Л.Калганов, Е.Н.Петрова. Водитель – Т.А.Абдуллаев.

    При обследовании линейных объектов (проектируемые автодороги и капитальные ремонты газопроводов) обследовалась полоса шириной до 100 метров (50 метров влево от предполагаемых работ и 50 метров вправо). Всего в результате наших работ было обследовано 22 объекта на территории 17 районов Нижегородской области. Данные работы финансировались заказчиками работ: ЗАО «Нижегородский Дорпроект», Нижегородским филиалом «ГипродорНИИ», ОАО «Гипрогазцентр», ООО «ДОМОС», ООО «МОСТ», Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом. Было обследовано около 95км линейных объектов и чуть менее 20 га территорий, отведенных под резервы грунта для ремонта и строительства автодорог. В процессе работ был выявлен памятник археологии поселение Добровольевка-2 на территории Пильнинского района.

      1. Автодорога подъезд к д.Голубиха с мостом через р.Варваж от а/дороги Кр.Баки – Варнавино – Белышевов Ветлужском районе. Общая протяженность проектируемой автодороги составляет 1км. Проектируемая автодорога берет свое начало от автодороги Варнавино – Белышево у западной окраины нежилой в настоящее время деревни Мишино. Прохождение будущей трассы запланировано по уже существующей грунтовой дороге к д.Голубиха. Дорога проходит по склону левого берега р.Варваж (правый приток р.Ветлуга). При пересечении автодороги с р.Варваж русло имеет ширину 3м., пойма сильно заболочена. Конец хода трассы находится на северной окраине д.Голубиха.

     Всего в зоне проектируемых работ было сделано 2 зачистки обнажений грунта. Какой либо археологический материал в зачистках не выявлен. Поиск подъёмного материала в обнажениях грунта также не дал результатов. Каких-либо культурных напластований или их остатков на данном участке не обнаружено.

       2. Автодорога подъезд  к д.Холкино – д.Безбородово  в Уренском районе.

 Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве асфальтированной дороги протяженностью 3,5км. Причем, около 0,7км из них проектируемая автодорога проходит по уже существующим дорогам на территории д.Холкино. В результате проведённых археологических обследований участка строительства автодороги не выявило существования на этой территории объектов культурного наследия (археологических памятников). Каких-либо культурных напластований на их территории и отдельного археологического материала не найдено.

      3. Автодорога подъезд к д.Новодмитриевка – д.Люнда-Шипово от автодороги (К-18) Боковая – Воскресенское  в Семеновском районе.

  Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве асфальтированной дороги протяженностью 1,5км. Причем около 1,3км из них проектируемая автодорога проходит по уже существующим асфальтированным дорогам на территории д.Люнда-Шипово.  Как показало обследование,  почвенные напластования на территории деревни были разрушены при строительстве и эксплуатации сельской дороги. Между деревнями Люнда-Шипово и Новодмитриевка дорога проходит так же существующей асфальтированной трассе и пересекает русло р.Люнда. Ширина реки в месте пересечения не превышает 2м., пойма заболочена. Между р.Люнда и д.Новодмитриевка почвенные напластования разрушены производственной деятельностью животноводческой фермы.

   В результате проведённых археологических обследований участка строительства автодороги не выявило существования на этой территории объектов культурного наследия (археологических памятников). Каких-либо культурных напластований на их территории и отдельного археологического материала не найдено.

    4. Автодорога (1640) Воскресенское – Докукино на участке обхода с.Галибиха в Воскресенском районе.

     Участок строительства автодороги расположен на правом берегу р.Ветлуга, на ее коренной террасе, в 100 – 900м от склона берега реки. Общая протяженность проектируемой автодороги составляет 4км и резерв грунта площадью 3га.  Дорога берет свое начало в 100 метрах от северо-западной окраины с.Галибиха, сразу за мостовым переходом через руч.Смородина. На склоне балки, по которой протекает ручей. Второй обследованный земельный участок, выделенный под резерв грунта находится в 100метрах к северо-востоку от д.Косогорово. Археологический материал в зоне обследования не выявлен. Поиск подъёмного материала в обнажениях грунта также не дал результатов. Каких-либо культурных напластований или их остатков на данных участках не обнаружено.

      5. Автодорога Егорово – Дунаевы Поляны  в Воскресенском районе.

     Предполагаемые земляные работы на данном участке заключаются в строительстве асфальтированной дороги протяженностью 3,5км. Причем около 1км из них проходит по уже существующим дорогам на территории сел Егорово и Дунаевы Поляны. Как показало обследование,  почвенные напластования на территории сел были разрушены при эксплуатации существующих сельских дорог. Археологический материал в зоне обследования отсутствует. Памятников археологии в зоне строительства не выявлено.

    6. Автодорога Останкино - Б.Орловское – Березовский – Рустай

(2 очередь) в Борском районе.

  Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве асфальтированной дороги и моста через р.Керженец. Общая протяженность проектируемого строительства составляет 2км. Причем большая часть дороги приходится на территорию п.Рустай. Помимо автодороги были обследованы 2 резерва грунта (площадью 1га каждый). Резерв 1 находится на северной окраине п.Рустай. На момент обследования данная территория использовалась под местную свалку, ранее здесь уже проводились земляные работы. Второй резерв грунта находится на 22км автодороги Останкино – Рустай, в зоне разрабатываемого карьера. В результате проведённых археологических обследований участка строительства автодороги и в зоне отведенной под резервы грунта не выявило существования на их территории объектов культурного наследия (археологических памятников).

     7. Автодорога подъезд к д.Объезд от автомобильной дороги М-7 «Волга» и резерв грунта в Володарском районе.

    Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве асфальтированной дороги по уже существующей дороге с условно твердым покрытием. Общая протяженность проектируемого строительства составляет 1,383км. Как показало обследование,  почвенные напластования были разрушены при эксплуатации существующей сельской дороги. Участок резерва грунта площадью 1га находится в 200м к востоку от д.Объезд и расположен на бывшем распахиваемом поле. С востока предполагаемый карьер ограничен заболоченным лесом. Проведённое археологическое обследование участка строительства автодороги и резерва грунта, выделенного для нужд строительства автодороги, не выявило существования на их территории археологических памятников.

      8. Газопровод-отвод и ГРС «Горбатовка» в Володарском районе. 

     Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве газопровода-отвода, общей протяженностью 4,5км и ГРС на площади 150кв.м. Как показало обследование, около 4км проектируемого газопровода и проектируемая ГРС расположены на заболоченных участках. В западной части проектируемый газопровод проходит по дюнным всхолмлениям, высотой до 5м. Поверхность дюн значительно разрушена карьерами и проселочными дорогами. Археологического материала при земляных работах не выявлено. В подъемном материале археологический материал так же отсутствует.

    9. Газопровод-отвод и ГРС в г.Кстово (промзона) для технологических нужд ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»в Кстовском районе. 

     Участок строительства газопровода расположен в бассейне р.Кудьма. Предполагаемые работы на данном участке заключаются в прокладке кабеля связи и строительстве газораспределительной станции (ГРС). Общая протяженность проектируемого строительства составляет 1,3км. Проведённое археологическое обследование участка строительства газопровода не выявило существования  объектов культурного наследия (археологических памятников).

    10. Участок реконструкции автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке км 472+000 – 484+000 на территории Кстовского и Лысковского районов.

     Предполагаемые работы на данном участке заключаются в расширении существующей асфальтированной дороги на участках 472 – 474,5км и 482-484км. На участке 474,5 – 482 запланировано спрямление автодороги М-7. Общая протяженность проектируемого строительства составляет 12км. Как показало обследование,  почвенные напластования в зонах расширения автодороги, были значительно разрушены при строительстве и эксплуатации существующей автотрассы. На участке 474,5 – 478 проектируемая автодорога проходит по распахиваемым полям, в непосредственной близости от существующего действующего газопровода. Всего в зоне проектируемых работ было сделано 5 зачисток обнажений грунта. Какой либо археологический материал в зачистках не выявлен. Поиск подъёмного материала в обнажениях грунта также не дал результатов.

      11. Автодорога подъезд к д.Ерзовка от а/дороги (2923) подъезд к с.Кр.Оселок  вЛысковском районе.

Общая протяженность проектируемой автодороги составляет 3км. Участок строительства автодороги расположен на правобережье р.Волга, на пологом распахиваемом склоне, между двумя широкими балками.  Всего в зоне проектируемых работ было сделано 3 зачистки обнажений грунта. Какой либо археологический материал на объекте не выявлен.

     12. Участок автодороги М-7 «Волга» на участке обхода с.Львово и р.п.Воротынец км 528+000 – км 564+000 в Воротынском районе.  

Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве а/дороги, параллельной существующей трассе М-7 от поворота на с.Спасское у с.Варганы до д.Белавка. Общая протяженность проектируемого строительства составляет 40км. Из них 500м приходятся на существующую магистраль.

Проектируемая автодорога на своем пути пересекает около 15 оврагов и сухих балок. Как показало обследование, почвенные напластования в зонах строительства автодороги, были значительно разрушены в результате активной сельскохозяйственной деятельности (распашка). Всего в зоне проектируемых работ было сделано 11 зачисток обнажений грунта. Какой либо археологический материал в зачистках не выявлен. Поиск подъёмного материала на участке будущего строительства и в обнажениях грунта также не дал результатов.

13. Автодорога подъезд к паромной переправе с.Фокино – с.Михайловское от автодороги (22 ОП МЗ 22Н-1515) Воротынец – Фокино – берег р.Волги в Воротынском районе.

Проектируемая трасса берет своё начало на южной окраине с.Фокино от а/дороги Воротынец – Фокино. Далее дорога идет в северном и северо-западном направлении до пересечения с дамбой, насыпанной вдоль уреза воды Чебоксарского водохранилища. Район, где расположен обследованный участок, находится в пойме р.Волга, у подножия правого коренного берега. Проектируемая трасса проходит по уже существующей насыпи, используемой в качестве грунтовой дороги и частично по дамбе. Общая протяженность проектируемой дороги составляет 4,5км. Проведённое археологическое обследование участка строительства автомобильной дороги не выявило существования  объектов культурного наследия (археологических памятников).

14. Автодорога подъезд к д.Медоварцево – д.Еремеево от а/дороги подъезд к д.Верхополье-с.Сергеево в Вачском районе. 

Автодорога берет свое начало от а/дороги Верхополье – Сергеево, в 1км к востоку от д.Медоварцево и проходит по существующей асфальтированной дороге. Далее, так же, около 1км дорога проходит по асфальтированным улицам д.Медоварцево. Участок между д.Медоварцево и д.Еремеево проходит по грунтовой дороге, проложенной по распахиваемым полям. Общая протяженность проектируемой дороги составляет 4,1км. У северо-западной окраины д.Медоварцево были найдены фрагменты бутылочного и оконного стекла, фаянсовой посуды, кирпично-красной керамики с прозрачной поливой, датируемой ХХ веком и мореной керамики XIXвека. Таким образом, проведённое археологическое обследование участка строительства автомобильной дороги не выявило существования  объектов культурного наследия (археологических памятников). Каких-либо культурных напластований и отдельного археологического материала датируемого ранее XIX века  не найдено.

     15. Прокладка кабельной линии ВОЛС на территории р.п.Сосновское. 

Участок, по которому запланирована прокладка кабельной линии связи, находится на территории р.п.Сосновское. Планируемая траншея берет свое начало от пересечения ул.1 мая и ул.Ленина, далее - по проезжей части ул.Ленина до пересечения с ул.Полевая. Общая протяженность линии связи составляет 300м. Проведённое археологическое обследование участка строительства линии связи не выявило существования  объектов культурного наследия (археологических памятников). Каких-либо культурных напластований и отдельного археологического материала датируемого ранее XIX в.  не найдено.

     16. Прокладка кабельной линии ВЛ-35кВ на территории р.п.Сосновское. 

Участок, по которому запланирована прокладка кабельной линии связи, находится на территории р.п.Сосновское, на южной оконечности ул.1 мая. Общая протяженность проектируемой кабельной линии составляет 50м. При визуальном осмотре участка отведенного под прокладку кабеля, было установлено, что почвенные напластования уничтожены при строительстве автомобильной дороги Сосновское – Мухтолово (придорожный карьер, кюветы, сама проезжая часть) и при строительстве дома №60 по ул.1 мая. Таким образом, проведённое археологическое обследование участка строительства кабельной линии ВЛ-35кВ не выявило существования  объектов культурного наследия (археологических памятников).

       17. Автодорога в с.Добровольевка и резерв грунта в Пильнском районе.

Участок строительства автодороги расположен на левобережье р. Пьяна, недалеко от ее впадения в р.Сура. Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве асфальтированной дороги по уже существующей дороге на территории села с условно твердым покрытием Общая протяженность проектируемого строительства составляет 0,5км. Как показало обследование,  почвенные напластования были разрушены при эксплуатации существующей сельской дороги. Ранее выявленный памятник археологии городище Добровольевка-1 находится в 500 метрах к юго-востоку от проектируемой автодороги. Участок отведенный под резерв грунта общей площадью 0,67га находится в 300 метрах к западу от северной окраины с.Добровольевка и расположен на правом берегу оврага растущего от р.Пьяна. Высота над дном оврага – 15м. Карьер находится на распахиваемом поле. Проведённое археологическое обследование участка строительства автодороги и резерва грунта не выявило существования на их территории объектов культурного наследия (археологических памятников).

В процессе археологических работ был выявлен ещё один памятник археологии поселение Добровольевка-2.

I.Поселение Добровольевка-2.

Поселение находится в 50метрах к западу от северной окраины с.Добровольевка на распахиваемом поле. В пахотном слое и в подъемном материале найдены фрагменты лепной неорнаментированной керамики, характерной для эпохи бронзы. Наиболее вероятно поселение, площадью 50Х50 метров, датируется II тыс.до н.э.

18. Автодорога  подъезд к п.Троицкий скит  в Арзамасском районе.

Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве асфальтированной дороги по уже существующей проселочной дороге, пролегающей по распахиваемым полям. Общая протяженность проектируемого строительства составляет 2,1км. 

Как показало обследование,  почвенные напластования были разрушены при эксплуатации существующей проселочной дороги и в результате сельскохозяйственной деятельности. Вдоль проектируемой дороги проходит траншея под кабель. Археологического материала при обследовании земляных работах не выявлено. В подъемном материале археологический материал так же отсутствует.

      19. Автодорога  д.Поляны – с.Лукьяново в Бутурлинском районе.

Участок строительства автодороги расположен на Межпьянском плато, а конкретно на возвышенности между оврагами Инелей и Кетарша. Предполагаемые работы на данном участке заключаются в строительстве асфальтированной дороги по уже существующей проселочной дороге, пролегающей по распахиваемым полям. Общая протяженность проектируемого строительства составляет 4,6км. 

Как показало обследование,  почвенные напластования были разрушены при эксплуатации существующей проселочной дороги и в результате сельскохозяйственной деятельности. При зачистках придорожных борозд археологического материала не выявлено. В подъемном материале археологический материал так же отсутствует.

20. Капитальный ремонт автомобильной дороги Сергач – Кр.Пустынь – Луговое – а/д Криуша – Вад – Перевоз – Бутурлино – Толба на участке 9+600 – км 12 в Сергачском районе.

Участок строительства автодороги расположен на левобережье р. Пьяна. Предполагаемые работы на данном участке заключаются в ремонте существующей асфальтированной дороги, протяжённостью 2,4км. Как показало обследование,  почвенные напластования были разрушены при строительстве и эксплуатации существующей дороги. Участок отведенный под резерв грунта общей площадью 1,5га находится в 1км  к северо-западу от северной окраины с.Красная Пустынь и расположен на первой надпойменной террасе левого берега р.Пьяна. Высота над уровнем воды в реке около 3м. На территории, отведенной под резерв ранее уже производились работы по добыче грунта. Какой либо археологический материал в зоне обследования отсутствует.

      21. Автодорога подъезд к с.Бритово от а/дороги Смирново – Шарапово

 в Шатковском районе.

Общая протяженность проектируемого строительства составляет 1,3км. Из них около 1км автодорога проходит по территории с.Бритово. Как показало обследование,  почвенные напластования были разрушены при эксплуатации существующей сельской дороги. На поверхности в зоне будущего строительства был найден, лишь, материал характерный для деревни XIX-XXIвв: бутылочное и оконное стекло, кровельный шифер, фрагменты красноглиняной с прозрачной поливой и мореной керамики.

22. Строительство низководного моста через р.Пьяна  на км 0+405 автомобильной дороги (1832) Юрьево – Мишуково  в Гагинском районе.

 

Район, где расположен обследованный участок, относится к Пьянско – Сурскому лесостепному краю. Территория предназначенная под строительства моста через р.Пьяна и подъезды к нему, находится в пойме реки. Общая протяженность предполагаемой автодороги (включая мостовой переход) составляет 450 метров. Причем, по правому берегу реки будущая дорога проходит по существующей насыпи дороги с условно-твёрдым покрытием. На левом берегу р.Пьяна проектируемая трасса  пролегает по старым карьерам. Какой либо археологический материал в зоне обследования не выявлен.

Категория: Нижегородская область | Добавил: Advance (30.12.2015)
Просмотров: 619 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar